Оценка аутентичности и мониторинг жизненного цикла компонентов воздушных судов

В соответствии с требованиями ИКАО DOC 9760 «Руководство по летной годности», издание четвертое, 2020 г. Гл. 9. «Поддержание летной годности воздушного судна», п.9.10. «Подлинность и работоспособность составных частей воздушного судна», а также «Методикой оценки аутентичности компонентов ВС» (2-я редакция) № 24.10-966 ГА (далее - Методика), в настоящее время к неаутентичным (неутвержденным) компонентам воздушных судов (ВС) относятся компоненты ВС не соответствующие требованиям государства регистрации, а именно:

  • компоненты ВС поставленные в эксплуатацию организацией не наделенной такими правами;
  • компоненты ВС, прошедшие техническое обслуживание или ремонт и допущенные к дальнейшей эксплуатации, организацией, не наделенной такими правами;
  • компоненты ВС, техническое обслуживание или ремонт которых проводились не в соответствии с требованиями распространяющейся на них документации;
  • компоненты ВС, достигшие ограничения срока эксплуатации, включая, в необходимых случаях, срок хранения.

Применительно к гражданской авиации РФ, с учетом сложившейся специфики добавлен еще один критерий:

  • компонент ВС, имеющий неутвержденную, т.е. оформленную с отклонениями от требований нормативно-технических документов, сопроводительную и пономерную документацию.

Таким образом, в общем виде, неаутентичные компоненты ВС - это компоненты ВС, несоответствующие установленным условиям производства, технического обслуживания, ремонта и(или), имеющие оформленную документации с нарушениями установленных требований.



ФГУП ГосНИИ ГА - это единственная в Российской Федерации организация, занимающаяся на профессиональном уровне проведением работ по оценке аутентичности и мониторингу жизненного цикла компонентов ВС.

В целях исключения использования на воздушных судах неаутентичных компонентов во ФГУП ГосНИИ ГА была разработана "Методика оценки аутентичности компонентов ВС № 24.10-966 ГА" (2-я редакция). Данная Методика введена в действие письмом ГСГА от 19.03.2004 № 24.10-35 ГА и утверждена 23.11.2005 Управлением авиационной промышленности Роспрома. Методика является инструментом государственного контроля качества выполняемых работ по оценке аутентичности компонентов ВС авиапредприятиями и используется при:

  • проведении работ по сертификации экземпляра ВС;
  • проведении работ по увеличению ресурсов и сроков службы ВС;
  • проведении работ по техническому обслуживании (ТО) ВС.

Критерии в соответствии с
"РУКОВОДСТВО ИКАО ПО ЛЕТНОЙ
ГОДНОСТИ - DOC. 9760, VOL. III гл. 9 и
«Методики оценки аутентичности»
№24.10-966ГА
Проводимые мероприятия
Составные части, поставленные непосредственно их пользователю субподрядчиком, не наделенным такими правами; В рамках СДС ОГА проводятся работы по сертификации организаций-поставщиков авиационно-технического имущества (АТИ).
Составные части, прошедшие ТО или ремонт и допущенные к дальнейшей эксплуатации лицом или организацией, не наделенными такими правами;
  • Контроль по БД сертификатов на соответствие ФАП-285 и АП-145;
  • Электронная выверка с авиапредприятиями;
  • Проведение работ по оценке аутентичности на АРЗ и предприятиях-изготовителях.
Составные части, ТОиР которых проводились не в соответствии с требованиями распространяющейся на них утвержденной документации;
  • Контроль документации с использованием БД Центральной нормативно-методической библиотеки ГА.
Составные части, достигшие ограничения срока их эксплуатации, включая, в необходимых случаях, срок хранения.
  • Отслеживание и контроль жизненного цикла компонентов ВС с использованием программно-аппаратных средств ИАС МЛГ ВС.
Компонент ВС, имеющий неутвержденную, т.е. оформленную с отклонениями от требований нормативно-технических документов, сопроводительную и пономерную документацию.
  • Проведение работ по оценке аутентичности при сертификации экземпляра ВС;
  • Организация процесса мониторинга летной годности ВС;
  • Обучение сотрудников авиапредприятий